Токсичная благотворительность.
Часть I.
«Токсичной благотворительностью называются благотворительные сборы, которые порождают деструктивный эмоциональный фон. Для мотивации жертвователей используются неэтичные методы. …Это и есть токсичность, потому что она разъедает, как кислота, душу.»
В.Берхин, руководитель благотворительного фонда «Предание» (институциональная благотворительность, направленная на человека).
Что такое токсичная благотворительность? Почему она токсичная?
Манипуляции.
Ежедневно в соцсетях появляются посты от которых щемит сердце: собачка с переломами, которую избили люди смотрит несчастными глазюками с экрана, щенки, выброшенные в коробке на помойку в закатанной скотчем коробке, такие маленькие и такие беззащитные. Рука невольно тянется к кошельку. Где тут токсик?
Все очень просто. Токсичная благотворительность ставит вас раком. Любой пост построен согласно манипулятивным техникам. Отыгрывается чувство жалости –страдания животного представлены умышленно в гипертрофированной форме, кровь, кишки сняты крупным планом, что само по себе выбивает человека из колеи, снижает критическое мышление, человек позволяет собой манипулировать. Даже если крови и кишков наружу нет, вызовем жалость трогательным текстом: его непременно выбросили (хоть собака родилась и выросла на улице, и человека всю жизнь избегала по причине дикости), а перед тем как выбросить непременно били и насиловали.
Второй механизм манипуляции – чувство вины: «его выбросил владелец», «мы в ответе за тех…».
Самое отвратительное, что можно сделать с человеком – лишить его свободы выбора, воли. Именно этим и занимается токсик, манипуляцией лишают человека свободы, превращают в объект. Манипуляцией заставляют принять нужное им решение, делают вас рабом. А нужно им одно – деньги.
Продажа эмоций.
Второе самое нездоровое свойство токсичной благотворительности – это продажа эмоций. Всегда вокруг пострадавших животных крутиться группа людей, жаждущих хапнуть эмоции от страданий животного, и готовы за это платить. Платить, перечислив маленькую денежку на кошелек \ карту спасателя. Вы думаете они перечисляют деньги на животное? Нет. Они платят за входной билет в театр, тем самым сигнализируя спасателю «давай, больше крови и кишков, больше цирка, давай следующее сильно травмированное животное!».
Вы обращали когда-нибудь внимание, что на любой аварии собирается толпа зевак? Чем тяжелее авария, чем больше пострадавших, тем больше зевак. Это какие-то низменные человеческие инстинкты прут из всех щелей. То же самое происходит и с животными. Чем сильнее пострадало животное, чем больше травм, тем больше зрителей набегает в соц. сетях. Причем, городок у нас маленький, можно видеть, что это одни и те же люди. Они льют виртуальные слезы (грустные смайлики, слезные комментарии, ставят в виртуальной церкви, виртуальные свечки, молятся «за здравие» пострадавшего животного, клянут жЫвадера). Создается ложная, основанная на одних эмоциях, общность людей, они –святые спасатели, а вокруг все жЫвадеры. И да, готовы за это платить. Как люди ходят в кино, театр, прыгают с парашютом, чтобы получить эмоций, так и участие в благотворительности дает эмоции. Токсик продает эмоции и причастность «я\мы спасаем!» (произносить с гордостью).
Мне как-то даже в попрек поставили, что на подобранное животное я не написала жалостливый пост, а наоборот дала текст с юмором. Животное выглядело не очень, сочувствующие жаждали эмоций, а юморной пост им все обломал.
Именно этим и пользуется токсик. Они собирают пострадавших животных, чтобы продать подороже группе виртуальных истеричек, которые готовы платить за эмоции. Дошло уже до того, что группы дерутся за пострадавших животных, уже чуть до криминала не доходит. Спасатели делят ресурс на который можно денег пособирать.
Как только животное относительно поправилось, все теряют к нему интерес. Денег больше на него не подают, спасатель не знает, как от него избавиться. И кончается это в большинстве случаев плохо для животного, животное хроник, инвалид (коими они будут после серьезных травм) или гниет на сраной передержке в своем говне, или сливается первому желающему, который повелся на жалостливые посты, а ему оно нафиг не сдалось. Жалость прошла, животное осталось – животное не получает должного ухода и быстро пропадает.
Получается интересная история. Благотворительность построена на милосердии, добре, сострадании? Конечно, так думают все. Только это ложь. Отвратительная, омерзительная ложь. Благотворительность, которая должна облагораживать, зиждеца на низменных эмоциях и манипуляциях. Круто да? Это токсик, детка!
При этом мотивация самих «спасателей» тоже далека от помощи животным. Вместо помощи животному на первом месте стоит сам спаситель и его героические усилия (ну и деньги, конечно). Животное – не более чем повод, игрушка, в этой игре в эмоции.
Не видят страданий животных.
Третье, что тесно связано со вторым. У этих людей начисто отсутствует эмпатия, они не понимают страданий животных. Посмотришь на фото «счастливого» спасеныша, а ему жизнь не мила, условия содержания отвратительные, людей он боится. И сидит на фото затравленный щенок, или на видео собака тупо пытается сбежать от спасителя куда по дальше, а группа сочувствующих истеричек благодарит «за спасение невинной души». Почему так происходит? Потому что виртуальных истеричек не интересует животное, с его эмоциями, их интересует их роль в спасательстве. Они только о себе думают: вот какой я хороший, с доброй душой. Мне не все равно, все вокруг черствые, а я добрый. Я плачу о чужой собаке. Сочувствую, денежку перечислил. Их интересует только собственная офигенность, на животных им плевать. Потому и падает интерес к животному спустя некоторое время. Виртуальные истерички-сочувствующие уже погладили чувство собственной офигенности, а животное только инструмент. И гнить ему на сраных передержках или у новых не очень ответственных владельцев. Это уже никому не важно. Важно здесь и сейчас себя по головке погладить.
Навязывание ответственности и шантаж.
Идем дальше. Вернемся к манипуляциям. Еще один механизм манипуляции – навязывание ответственности и шантаж. «Мы в ответе за тех, кого приручили», «их выкинули злые люди!». Ну, во-первых, это ложь. Да, люди, занимающиеся токсичной благотворительностью, не стесняются лгать. По их мнению все средства хороши для достижения цели, а цель простая – деньги. Да и сфигали вешать на обывателя ответственность за приручение диких животных, в большинстве своем эти животные дикие, рожденные от диких. Никто их не приручал, это вторичное одичание – собака динго, собака пария. Даже если животное не дикое, вы много собак навыкидывали? Какого черта вешать на вас эту ответственность.
И далее мы переходим к откровенному шантажу: «Приюту завтра нечего есть». То есть, если вы сейчас, сегодня не дадите денег, именно вы будете виноваты в том, что собачки окажутся голодными. Это ваша вина! Круто, да? Я этих собак в этот приют не тащила. Меня кто-нибудь спросил, когда собирал этих животных, какие я обязательства давала? Какого черта вы вешаете на чужих людей ответственность за ваших животных? Если ты не можешь их содержать – ты гавно хозяин, который набрал бездумно животных. А теперь пытаешься переложить вину на окружающих. Почему-то у нас «собак нечем кормить» стало поводом для гордости (на это неплохо подают в соц. сетях). Этот человек не справляется с содержанием приюта, собак и кошек у него надо изымать. Если собак ему нечем кормить однократно, ну чтож, со всеми бывает. А если это повторяется из раза в раз, то человек точно не справляется – животных изымать. Ты, блядь на что рассчитывал, когда набирал 50 голов? А рассчитывал ты побираться в соц. сетях. А теперь дорогой мой, что ты будешь делать, если тебе завтра не дадут ни копейки? Вот пофантазируем. Перестали подавать? Голодом заморишь?
С западной, рациональной точки зрения, если человек не может прокормить животных – это пример безответственного владения, это пример жестокого обращения с животными, животных у него надо изымать, а не помогать, и изымут.
«Собачка попала под машину, ей нужно дорогостоящее лечение, денег нет, наверное, лучше усыпить.» Перевожу на русский. Если вы не дадите денег, именно вы будете виноваты в смерти этой собачки. Вы жестокие бездушные люди. И лох «сочувствующий» постит ободряющие посты: «нивкоемслучае. Надо бороться до конца! Всем миром мы денежку соберем!» и бежит открывать кошелек.
Или «подобрали собачку, денег нет, в клинику не поедем». Перевожу. Собачка сгниет в собственных фекалиях, срочно дайте денег или вы будете виноваты в несчастной судьбе собачки.
Как вы понимаете, вы ни в чем не виноваты. Не вы выкинули эту собачку на улицу, даже не вашим бампером ее поломало. Вам в агрессивной форме, шантажом, навязывается вина, ответственность и с вас требуют денег – гопники в подворотне, блин.
Теперь коротЕнько выводы по первой части:
Благотворительность делает нас лучше. Токсичная - нет. Она как яд разрушает нашу личность. Она играет на низменных мотивах, скоротечных эмоциях, она про людей, не про животных.
Благотворительность помогает животным. Токсик - нет. Они только инструмент. Для того, чтобы почесали чувство собственной значимости, собрали деньги. Она продает не помощь животным, а эмоции. Чтобы все участники этого действа хапнули эмоций. Спасатели – почесали чувство собственного величия («Если бы не вы собачка бы погибла Вы спасли ее. Вы святой\ая!»). Жертвователи хапнули эмоции от сопричастности к процессу спасения, также почесали свое чувство собственной охуенности («Я такой добенький!»), и хапнули переживаний в процессе спасения.
А животные? Да что животные? Они просто инструмент в человеческих играх.